ЗРЯ   ПЕНТАГОН   ОБИЖАЕТСЯ

     По-разному относятся у нас к политике северо-корейского руководства, и не без оснований. Я из числа тех, кто почти 20 лет прослужил на Дальнем Востоке, и не считает Северную Корею объектом для подражания. Но к информации «Опасные манёвры» в «Трибуне» за 5 марта (Об «инциденте» с северокорейскими истребителями и американским разведчиком RS-135) отношусь как к пиаровской акции США, растиражированной нашими СМИ.

     Я – бывший лётчик военно-морской разведавиации. Над нейтральными водами Японского моря встречался в шестидесятые-семидесятые годы с F-86, F-102, F-104, F-106, F-4 то у берегов Японии или Южной Кореи, то посредине Японского моря, а то и у наших берегов. Помнится 1970 год, когда авианосец «Америка» демонстративно бродил с визитом «вежливости» в центре Японского моря, и его «Фантомы» перехватывали нас недалеко от Владивостока, за островом Аскольд, сопровождая часа по два над морем в плотном эскорте.

     Наши экипажи перехватывались на Дальнем Востоке в нейтральных водах всеми типами существующих тогда истребителей США, Японии, Южной Кореи. И обычным делом считается, когда истребитель своим бортовым радаром вначале работает в режиме «Поиск», а при приближении к цели переходит на режим «Сопровождение». Это характерно отражалось на работе наших бортовых локаторов, а также сигнализировалось лампочками и спецзвуком в наушниках. К атаке, конечно, в такие моменты истребители готовы, но что тут удивительного? Точно так же должны поступать при перехватах и наши истребители, когда иностранные самолёты-разведчики летают у наших берегов. Ведь нейтральные воды начинаются у нас на удалении 22,5 километра от берега, если не считать «внутренних» водоёмов – бухт и заливов.

     Наш экипаж как-то в 1971 году в сумерках чуть не столкнулся над морем, недалеко от мыса Поворотный (у Находки), разойдясь на пересекающихся курсах в каком-то десятке метров по высоте, с американским «Орионом», самолётом противолодочной разведки. «Орион» втихую «шарил» на малой высоте, а поэтому КП флота не имел информации об этом постороннем самолёте и не предупредил нас об опасности столкновения. Услышав неожиданный грохот, подняв голову, я лишь мельком увидел большой силуэт самолёта и ощутил сильную встречную встряску от попадания в турбулентность.

     В те годы наши истребители весьма редко вылетали на перехват таких целей, т.к. сказывались и отсутствие опыта перехвата над морем, и недостаточный боевой радиус тогдашних истребителей. Обидно было за страну, обидно и сейчас, если наша ПВО не реагирует на подобные разведполёты иностранцев у наших берегов. Нельзя показывать «беззубость» и провоцировать безответную наглость.

     Вначале к подобным перехватам относишься настороженно, с излишним адреналином в крови: ведь нас так воспитывали реагировать на врага, а он вот - рядом. Но потом привыкаешь, и если ведёшь себя не вызывающе (не ворочаешь стволами пушек, не делаешь резких опасных манёвров), то полёт протекает с взаимной вежливостью. Истребители, перехватив тебя, облетев и сфотографировав со всех сторон, сами пристраивались под левую плоскость, зная, что там у Ту-16 стоит панорамный фотоаппарат. Был случай, когда «Фантом» не вписывался в кадр, и на наши взмахи руками (командира экипажа Льва Ефимовича Колузанова и штурмана экипажа Ивана Савицкого) он чуть-чуть «подвинулся» вперёд, послушно заняв нужное место. Нас информировали, что лётчики США получают вознаграждение за фотоснимки-новинки. Вот они, видимо, считая, что и нам так же платят за снимки, давали возможность фотографировать себя с близкого расстояния, когда видны и все заклёпки. Так вот, впервые увидев в 1969 году улыбающегося негра, я был ошеломлён враньём нашей пропаганды: ведь нас по марксистско-ленинской философии и научному коммунизму учили, что в Америке негров не считают за людей и линчуют. Поэтому возмущаюсь и откровенным враньём фильма «Случай в квадрате…», где американец спутной струёй пытается сорвать воздушную заправку наших самолётов.

     А чтобы не было опасных инцидентов с самолётами и военными кораблями в нейтральных водах, где встречи неизбежны, нужны соответствующие международные договоры. Это касается и зон боевой подготовки. Случай с украинской ракетой над Чёрным морем – наглядное тому подтверждение. Такой договор в отношении самолётов и кораблей между США и нашей страной был заключён в 1972 году. Перехваты продолжались, но они стали более корректными. Особенно это касалось облётов авианосцев. Ведь активно летали на разведку к чужим берегам и облётам соединений боевых кораблей и мы. Поэтому, когда несколько лет назад Главком ВВС с гордостью докладывал о пролёте наших самолётов над авианосцем США, я удивился: подобное считалось шиком и производилось «по случаю» до 1972 года нередко, но после – действовали ограничения договора. И я недоумевал: то ли мы уже вышли из этого договора, то ли наши соколы, забыв о международном договоре, соскучились по таким полётам? Но в таких случаях следует ждать справедливой ноты протеста. А вот то, что северокорейцы включали бортовой радар и приближались к американскому разведчику на расстояние 15 метров – ничего необычного я не увидел. К нам американские истребители, в своё время, подлетали и ближе, особенно к кормовой кабине «Тушек», пристраиваясь меж струйных потоков от двигателей. Был у нас хохмач-капитан, начальник воздушно-огневой подготовки эскадрильи, который в таких случаях жестами объяснялся с американским пилотами, показывая, какие они толстомордые, а он – худой и с лохмотьями на рукавах куртки.

     А соблюдает ли сама Америка международные договоры по безопасности? Не похожа ли она на ту крыловскую обезьяну с кривой рожей?

А.Ф.Тараненко, подполковник запаса

 (Статья в сокращённом виде опубликована в российской газете «Трибуна – РТ» 27 марта 2003 года).

© alfetar

Бесплатный хостинг uCoz