ГУЛЯЛИ ОДНАЖДЫ ХОХОЛ МОСКАЛЬ И ЧУКЧА...

Взгляд из глубинки на национальные проблемы

      Внимательно слежу за публикациями "Трибуны" по национальному вопросу и хотел бы поделиться своими взглядами.
      Как мне кажется, мы, в отличие от американцев, упустили счастливую возможность сцементировать свой народ, проживающий и работающий бок о бок на общей территории, с одним общим для всех языком. И эта мина замедленного действия рванула в конце восьмидесятых, когда из-за зашатавшейся экономики стали делить "кусок хлеба".
      В 1988 году я попал в Эстонию. Мне хватило месяца, чтобы понять: рано или поздно Прибалтика отделится. И наиболее дальновидные заранее готовили себе "плацдарм" (русские - в России, а украинцы - на Украине) или учили местный язык, чтобы остаться там жить. А основная масса русскоязычных, "старших братьев", не желала ни учить новый язык, ни смириться с тем, что она становится здесь не основной. Поэтому мне оставшихся там, с одной стороны, жаль, а с другой - они что, не понимали, что их ожидает?
      Психологи говорят, что больнее всего человека задевают оскорбления родственные и национальные. А кто у нас герои "народных" анекдотов? Евреи, хохлы, а с некоторых пор и чукчи. Но это, видать, какая-то дурная закономерность, а не наше, русское, исключение. Ведь и у украинцев с некоторых пор героями подобных анекдотов (часто одних и тех же) являются москали и молдаване.
      Некоторые шумливые политики требуют возврата Крыма от Украины на основании того, что его освободили русские. Забываем, что русскими тогда считались воевавшие там не только московские и новгородские полки, но и полтавские, киевские. При царе-батюшке русскими считались почти все. Основное различие шло по вероисповеданию. Потом уже делились на великороссов, малороссов и других. А при советской власти право называться русскими узаконили только за великороссами, оставив, таким образом, всех остальных "нерусями". На словах ратовали за интернационал, а на деле многое делалось для национального обособления.
      Почему немцы и крымские татары оказались "недореабилитированными"? Да потому что их возвращение в места исторического проживания задевало уже интересы людей, переселенных из пострадавших от войны областей. Вот и не пущали всеми правдами и неправдами татар в Крым. Бастовали недавно в Саратовской и Волгоградской областях против возрождения немецкой автономии, не желая делиться властью и землей. А что наша, русская общественность? "Своих" обижать нельзя!
      Так что вопрос восстановления крымско-татарской и немецкой автономии - это вопрос исторической справедливости. Это тяжело восстановить экономически, но политики, творя свои дела, должны нести историческую ответственность. А у нас до сих пор толпы носятся с портретами Сталина, да и развал СССР назвать открыто трагедией народов не хотят. Пока что от этого развала выиграли лишь "вожди" всех новоявленных стран да наши недруги. Мы у себя немецкий вопрос "решили", а насчет татар в Крыму решать уже не нам, но потесниться там русским и украинцам, скорее всего, придется.
      Те же шумливые политики стараются не вспоминать, что Кубань для России освоили в основном запорожские казаки и переселенцы-полтавчане. Здесь во многих станицах и поныне балакают, несмотря на запрет в конце двадцатых годов прошлого века официального хождения украинского языка, с тех пор нет здесь книг и газет на языке дедов-прадедов. Не заметили мы и того, как Л. Кучма на одном из телемостов, когда его обвинили в том, что на Украине закрываются русские школы, сказал, что в России нет ни одной украинской школы, хотя здесь проживает несколько миллионов украинцев. А такие школы и педтехникумы на заре советской власти были. Сейчас, слышал, вновь появляются.
      Среди россиян столько смешанных браков, столько перемешано за века крови, что и смешно, и грешно заниматься выявлением "истинно русского". Я и сам то ли русский "украинского розлива", то ли украинец "русского посева". Я и мои родители родились на хоперской земле, а деды-прадеды - родом с древней путивльской земли. Это здесь проливала свои слезы по князю Ярославна.
      Но при советской власти ряд уездов Курской губернии с Путивлем передали Украине, деля народ по диалекту. Но ведь на этом "суржике Верки Сердючки" разговаривают во многих районах Ростовской, Воронежской и других соседних областей. Кто по национальности жители этих районов? Да и жители западных районов Брянской области были одно время в составе советской Беларуси, а на Владимирщине, где после Чернобыля проживает немало брянцев, часть местного (русского) населения искренне считает, что Брянщина - это часть Белоруссии, и называют приезжих - за их диалект - "бульбашами".
      Фактов подобного национального унижения хватает с избытком. Полезно иногда посмотреть на ту же проблему глазами другого народа, а не только русского, раз у нас страна многонациональная. И изучать историю не только глазами "татаро-монгольского ига" ("Незваный гость хуже татарина"), но и глазами других народов. И окажется, что у каждого своя история, свой взгляд на историческую правоту. И нельзя считать себя абсолютно правым во всех таких делах, не требовать, чтобы все оставалось по-старому.
      Шумим о вымирании России, а сами заставляем другие народы массово эмигрировать, забывая и о громадной пользе, полученной российской землей от этих народов, и подрывая свой здоровый генофонд. Горлопанов слушать нельзя, а то не миновать России новых бед и расчленений.
      Посылаю свое письмо, хотя супруга и говорит, что зря стараюсь: она уверена, что такой материал не опубликуют -слишком много самокритики для русских.

Александр Тараненко, ст. Роговская, Тимашевский район, Краснодарский край
Трибуна, 22.08.2002, с. 3

© alfetar

Бесплатный хостинг uCoz