ВТОРОЙ СТАЛИНСКИЙ ПЕРЕХОД

         В 1952 году был совершен переход большой группы кораблей с Мурманска во Владивосток, называемый в служебных верхах «Вторым Сталинским переходом». Из-за секретности тогда об этом радио и газеты молчали, но ветераны флота помнят еще подробности и обижаются, что до сих пор тот переход официально забыт. А ведь им говорили тогда, что впервые в мире выполняется переход такой большой группы кораблей северным морским путем. И остались у них на память лишь старые фотографии.

        Георгий Никонович Никонов из станицы Роговской, ныне уже покойный, рассказывал, что после небольшой учебы в Таллинской мореходке его призвали служить водолазом на Север. В начале лета 1952 года его в группе 15 матросов командировали в Калининград, куда со всех флотов и флотилий собрали моряков для выполнения важного государственного задания: перегона на Дальний Восток для пополнения рыболовецкого флота новых тральщиков, только что полученных по репарации с Германии. Планировался южный путь через Индийский океан, поэтому всех переодели здесь в гражданскую одежду, выдали удостоверения Минрыбпрома. Но от южного пути вскоре наверху отказались, и через 2 месяца ожиданий поездом всю команду перевезли в Мурманск, куда перегнали вскоре Беломорканалом и новые тральщики.

        13 августа группа в 65 вымпелов /65 тральщиков/, в головном сопровождении военных кораблей и авиации, длинной кильватерной колонной покинула Мурманск и взяла курс на Восток. Дисциплина на кораблях была железной, хоть и обращались матросы друг с другом и с командирами по-граждански, т.к. почему-то все еще действовала «гражданская» легенда. Тральщик Георгия Никоновича значился средним рыболовным траулером срт-655, с экипажем в 30 человек. Встречались еще матросы фронтовых призывов, для которых допускались кое-какие поблажки. Кормили отлично, хотя и без свежих овощей. Южные ветры отогнали от берега льды, и корабли шли вначале по чистой воде. В море Лаптевых впервые многие увидели фонтаны китов. Повсюду сновали пичужки-ледяночки, умудрявшиеся выводить птенцов среди льда и стужи. В Карских воротах встретились ледоколы, сопроводив их до Тикси. На Диксоне швартовались борт к борту, а у пирса большим слоем стояла салака. Местный народ ловил ее и таскал мешками: здесь ею кормили даже кур и свиней. В районе Тикси заболел один матрос, и пришлось заходить в порт, чтобы отправлять больного самолетом на Большую землю. Далее путь прокладывал уже владивостокский ледокол «Молотов». В Беринговом море льды стали прижимать к берегу, и ледокол наползал на двухметровые льды, с сильным грохотом ломая их. На Чукотке неделю стояли в бухте Провидения. Где-то здесь в горах несла службу армия Рокоссовского: время было тревожное, а Америка была рядом. Георгию Никоновичу в пору ночных, «собачьих» вахт вахтенным рулевым, приходилось иногда со старпомом и «стопариться» порцией крепкой спиртовой настойки шиповника, имевшейся на кораблях как антицинготное средство. В начале октября отшвартовались у рыбных причалов Диомида во Владивостоке. Полторы недели на сдачу сейнеров, после чего их опять переодели во флотском экипаже в морскую форму и целым железнодорожным эшелоном в пассажирских вагонах повезли назад. После Свердловска часть вагонов повернули на Москву, а балтийцев и северян северной дорогой привезли в Ленинград. Всю трудовую жизнь провел Георгий Никонович на Севере водолазом, вернувшись на Кубань уже пенсионером.

        Волею судьбы в Роговской живет и другой участник того перехода, Александр Тарасович Солод. В июне 1949 года он начал флотскую службу в 1-м Балтийском экипаже в Ленинграде. Был мотористом на строящемся базовом тральщике бтщ-97. После ходовых, заводских испытаний тральщик 22 июня 1951 года начал переход по Беломорканалу и через 74 шлюза вышел в Белое море. С 14 июля базой для них стал поселок Полярный. В экипаже корабля было 114 человек. Александр Тарасович вспоминает, что осенью того же года стало ясно, что корабль готовят к чему-то необычному: в плавдоке тральщик обшили снаружи деревянным поясом, укрепили изнутри стойками и распорками-пиллерсами, чтобы не раздавило льдами. 9 августа 1952 года 16 базовых тральщиков, подготовленных таким же образом, вышли из Полярного, взяв курс на Владивосток. В кают-компании бтщ-97 висела географическая карта, на которой ежедневно отмечался переход: по сантиметру, по полсантиметра маршрут на восток все удлинялся и удлинялся. В Карских воротах их встретили ледоколы «Ермак», «Иосиф Сталин», «Владимир Ленин» и «Алеша Попович». На Диксоне дозаправили пресную воду и до бухты Провидения шли без остановок. Перед Чукоткой «Ермак» и «Иосиф Сталин» повернули назад, а остальные ледоколы шли с ними до Владивостока. В море Лаптевых довелось увидеть белых медведей, а в Провидении моряков удивили наколки на лицах местных женщин. Им объяснили, что таким образом здесь определяется богатство и положение женщины.

        Переход был нелегким: тральщики то зажимало льдами, и ледоколы неторопливо, небольшими группами выводили их на чистую воду, то у Камчатки попали в 8-балльный шторм от проходившего тайфуна, а в Охотском море на одном тральщике слетел один из двух ходовых винтов. Поэтому в Корсакове плавкраном приподняли корму поврежденного тральщика и установили новый винт. В проливе Лаперуза над ними засновали самолеты США, вызывающе заходя на бреющих полетах то с кормы, то с носа, чуть не задевая мачты кораблей. Во Владивосток пришли 1 октября и все 16 тральщиков отшвартовались у 37 причала. На бтщ-97 обошлось без ЧП, и командир корабля капитан-лейтенант Константин Петрович Ивашевский был повышен в звании. Став после перехода старшиной первой статьи, Александр Тарасович продолжил службу на этих тральщиках. Выполняли боевое траление в заливе Петра Великого, где в годы войны и мы и японцы понаставили порядка пяти тысяч мин. Тралили и у Сахалина. Из-за Хрущева служить ему пришлось 5 лет и 5 месяцев, выполнив под конец флотской службы еще одно правительственное задание.

        На торжествах по случаю 5-летия КНР Хрущев не только подарил Китаю нашу ВМБ Порт-Артур, но и, возвращаясь через Владивосток, побывав на крейсере «Калинин», дополнил свой подарок группой военных кораблей.

        5 октября 1954 года бтщ-43 по боевой тревоге подготовили к выходу в море, а в час ночи командир корабля капитан 3 ранга Зайцев объявил офицерам и старшинам о переходе в порт Циндао. Александра Тарасовича как специалиста первого класса задержали на корабле, хотя уже шло увольнение в запас его призыва. И он утром, сменившись с вахты, увидел море и идущие впереди два эсминца проекта «Бис-30», две подводные лодки и бтщ-48, - подарок Никиты Сергеевича Китаю. Старшим на переходе был адмирал Петров. На связь с Москвой выходили каждые 5-10 минут. В Корейском проливе их сопровождала масса военных самолетов Японии и США. Проходя Цусиму, отдали военно-морские почести погибшей русской эскадре. А в Желтом море ночью курс группе кораблей перегородила цепь огоньков джонок: то ли провокация, то ли охраняли выставленные сети, но команда кораблям была идти, не сворачивая, вплоть до тарана, и джонки расступились. На 6-й день были на рейде Циндао, потом 1,5 месяца передачи техники китайским экипажам-дублерам. У Александра Тарасовича дублером был старшина Дын Чин. Экипаж даже разучил песню на китайском языке «Москва-Пекин».

        После передачи кораблей китайское руководство организовало банкет и наградило советских моряков. В удостоверении Александра Тарасовича по-китайски и по-русски написано: «В ознаменование дружеской помощи, оказанной советскими товарищами в строительстве обороны Китайской Народной республики дарю Вам, тов.Солод А.Т., медаль Китайско-Советской дружбы. 27 октября 1954 года. Председатель Нородно-Революционного Военного Совета Центрального Правительства Китайской Народной республики Мао Цзэ-дун». Китайское руководство доставило наших моряков в мягких вагонах с отличным сервисом до станции Гродеково, а далее их путь продолжился уже в товарных вагонах. В таких же вагонах отправился и эшелон оставшихся демобилизованных старшин и матросов с Владивостока в ноябре через Сибирь «по домам».

        Помнит Александр Тарасович товарищей по тому памятному переходу: краснодарца- командира БЧ-5 старшего лейтенанта Карпенко; штурмана Рабиновича, прибывшего к ним сразу с училища; старшин-краснодарцев Василия Федоровича Анацкого и Александра Яковлевича Хлуда, сталинградца Тараса Тарасовича Богдана; москвичей Николая Коняева, Юрия Лузанкова и кока Александра Чернова; украинцев Давыдюка и Марцинюка, белорусса Сусленкова; брянцев Николая Ботина, Виктора Корытина, Баданова; и других.

        Александр Тарасович долгие годы добросовестно проработал в роговском колхозе. Здесь с 1967 года существовал клуб юных моряков, проводилась большая общественная работа по патриотическому воспитанию молодежи, ежегодно в день ВМФ проводится торжественный подъем флага ВМФ и корабельных флагов расцвечивания, и Александр Тарасович лишь в прошлом году по здоровью «сдал» пост председателя Совета ветеранов ВМФ.

 

А.Ф.Тараненко, краевед, подполковник запаса

 

              (Первый вариант стать был опубликован в Вестнике Ростовского-на-Дону Морского Собрания, № 3 за 2005г., второй вариант, с фотографиями, - 1 сентября 2005 года в «Антиспруте», межрайонной газете г.Тимашевска).

 

© alfetar

Бесплатный хостинг uCoz