БДК «АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ»

         В 1919 году при станице Новоаннинской организовался Союз молодежи, а в 1925 году первым секретарем Новоаннинского станкома РКСМ был избран Александр Николаев, ставший в годы Великой Отечественной войны вице-адмиралом, политработником Главного штаба ВМФ.

        В 1964 году Невское ПКБ спроектировало большой десантный корабль проекта «1174». Это был уникальный проект, первый советский десантный корабль-вертолетоносец. Из-за постоянно вносившихся изменений головной корабль, получивший название «Иван Рогов», строился на Калининградском судостроительном заводе «Янтарь» до 1978 года. А в 1982 году в состав флота вошел и второй корабль этого проекта, имевший заводской номер «020» и получивший название «Александр Николаев». Оба вертолетоносца вошли в состав Тихоокеанского флота.

        БДК проекта «1174» имел длину 157,5, ширину 23,8, осадку 6,7 метров, стандартное водоизмещение 11580, а полное – 14080 тонн. Экипаж - 239 человек, в т.ч. 37 офицеров. Корабль брал на борт 500 морских пехотинцев с 86-ю БТРами или автомашинами, или 46-ю танками Т-72 / Т-80, имел две взлетно-посадочных площадки для 4-х десантно-боевых вертолетов Ка-29, размещающихся в ангаре. В кормовой док-камере корабля можно было доставлять в удаленный район высадки десанта три десантных катера на воздушной подушке проекта «1206», - ДКВП «Кальмар». Надежный, мощный Ка-29 работал спасателем, наносил ракетно-штурмовые удары или высаживал 16 десантников. А ДКВП нес бронетранспортер с экипажем.

        После летной работы на Ту-16 и штабной службы мне довелось в 1982 – 88 годах плавать «авианачальником» 22-й дивизии морских десантных сил ТОФ, дислоцирующейся на острове Русском, в составе которой были оба вертолетоносца. Пришлось разрабатывать Инструкцию по производству полетов и эксплуатации вертолетов на этих кораблях, согласовывать ее у Командующего Авиацией ТОФ и утверждать Командующим ТОФ. Тогда я еще не знал, что «Александр Николаев» носит имя моего земляка. В каюте у командира корабля хранилась лишь пробка от бутылки шампанского и фотография «крестной дамы», - дочери главного конструктора, - разбившей по обычаю при «крещении» корабля бутылку шампанского. Особо не мудрствуя, я присвоил тогда корабельному радиомаяку на выделенной частоте буквенный код «АН». Поработать на «Николаеве» за шесть лет пришлось немало: высадки на учениях десанта под Владивостоком, в одной из первых дальневосточных баз российского флота – глухоманном заливе Ольга, в сахалинском Корсакове; доставка гражданской техники в удаленные районы дальневосточного побережья. Тренируя летчиков в посадках на стопе и на ходу, приходилось устраивать над кораблем этажерки из десятка вертолетов. Проблем в эксплуатации вертолетов на кораблях было немало. То заканчивался особо мелкий «египетский» песок, добавляемый в палубную краску, а снабженцы лишь разводили руками по поводу заявок на эту диковинку, и чтобы вертолеты не елозили при качке по палубе, пришлось экспериментировать с родным советским песком. То трудноразрешимая задача с хранением запаса спирта в бочках, необходимого для промывки лобовых стекол вертолетов в полете и проточной части двигателей после полетов от морской соли, так как конструкторы не подумали о таких мелочах, а нахождение нескольких сот литров спирта на корабле манило кое-кого на «родные» приключения. Слава Богу, обходилось без ЧП.

        В 1989 году в состав флота вошел еще один БДК этого проекта, «Митрофан Москаленко». После краха СССР Военно-Морской флот сильно сократился. Слов нет, наши авианосцы старых проектов, значительная часть авиационных и корабельных противолодочных и ракетоносных сил, устаревших «морально-тактически», пошли на металлолом справедливо. Печальный опыт Югославии показал, что значит иметь устаревшую боевую технику. «Амбиции, - как говаривали в старину, - надо держать в соответствии с амуницией». Но «Александр Николаев» все еще в боевом составе ВМФ и служит штабным кораблем одного из соединений Приморской флотилии ТОФ.

        Посетив недавно малую родину, побывав в районном краеведческом музее, я убедился, что БДК получил имя моего земляка. В музее этих сведений не было, и я обещал восполнить этот пробел статьей, чтобы земляки более полно знали историю этого человека и корабля.

 

А.Ф.Тараненко, краевед, подполковник запаса

 

      (Статья опубликована в Новоаннинской районной газете «Авангард» 12 января 2006г. Вариант статьи был опубликован в Вестнике Ростовского-на-Дону Морского Собрания, №4 за 2005г.)

 

© alfetar

Бесплатный хостинг uCoz